• Главная
  • Полезное
  • Как писать новости или Записка о стандартах новостных сообщений для сайта

Как писать новости или Записка о стандартах новостных сообщений для сайта

Как писать новости или Записка о стандартах новостных сообщений для сайта

Журналист-информатор должен стремиться первым донести до читателя те сведения, которые определяются как «новость». Это основное отличие и специфика новостной журналистики.

Суть новости в её актуальности, оперативности, лаконичности и текущей смысловой нагрузке.

Первое. О чём писать

Новость должна как можно точнее и сжато отвечать на вопросы, освещающие событие: Что? Кто? Когда? Где? Сколько? Почему? С какой целью? Кому это выгодно?

Что? – Что именно произошло, что за событие…

Кто? – Кто является ньюсмейкером события, пресс-конференции, брифинга, с кем произошло событие, кто герой истории….

Когда? – Указывается точная дата события («… во время пресс-конференции, которая прошла 18 февраля…)

Где? – Указывается место события («… во время пресс-конференции, которая прошла 18 февраля в Доме министерств…»)

Сколько? – Указываются цифры, которые связаны с событием, новостным поводом, описывающие какие-либо количественные характеристики.

Почему? – Указываются причины события, краткая (иной раз всего лишь в одном абзаце или даже одном предложении) предыстория/бэкграунд события.

И т.д.

Второе. Как писать или Правила написания новостного сообщения

Архитектура новости должна строиться по принципу перевернутой пирамиды: сначала самое главное, суть новости, а затем её детализация и второстепенные подробности по убывающей ценности.

Заголовок (хедлайн) новости должен содержать глагол (обязательно!) и отражать суть события в двух трех ключевых словах (или одной фразе).

Первый абзац (лид) должен содержать суть события: например, на новостном брифинге что произошло, где произошло, кто там был и что такое важное сказал.

Второй абзац уже поясняет суть первого абзаца. Третий абзац дополняет второй и т.д. Бэкграунд (краткую предысторию) новости/события обычно ставят в самый конец новости одним небольшим абзацем.

Все упоминаемые аббревиатуры (сокращенные названия) должны быть расшифрованы при первом же упоминании.

В сообщениях с официальных мероприятий нужно всегда сначала ставить первым казахстанскую сторону, потом иностранную. Это вопрос дипломатического этикета и самоуважения для казахстанцев.

Слово «визит» употребляется только в случае поездок как казахстанской делегации за рубеж, так и визитов иностранных делегаций в Казахстан. Это касается и президента РК, и премьер-министра, а также других персон, поскольку внутри страны у них всегда «рабочая поездка», но никак не «визит», как неправильно пишут многие журналисты, не осознающие дипломатических различий между этими двумя терминами.

Названия фирм, организаций должны при первом упоминании быть официально полными. Допускается синонимизация названия госоргана/организации в последующих упоминаниях.

То же самое касается названия должности ответственного лица: при первом упоминании оно должно быть полностью прописано. Что касается самого героя материала и других фигурирующих в новости лиц, то их имена и фамилии при первом упоминании должны быть полными (Петр Смирнов), а потом уже допускается упоминать сокращения имен (П.Смирнов или начальник правового отдела…).

Никогда с даты предложение нельзя начинать (не только в новостном сообщении), дату надо указывать в середине предложения, да и вообще любые числа не стоит ставить в начало предложения. Только если с числительного не начинать фразу: "Десять негритят отправились на необитаемый остров...". Причем, не стоит следовать канцелярскому стилю, который пишет: «…это произошло 03.08.2018 г.». Если событие происходит в текущем году, необходимо просто указывать дату в литературном стиле: "…Дело было 3 августа, когда министр вышел покурить на балкон...".

Проценты рекомендуется писать прописью, а не символом. Цифры и числа не должны ставиться в начале письменной единицы, их надо ставить в середину предложения. Числа до десяти должны писаться прописью, а не цифрами.

Текст новости должен как можно меньше содержать причастных и деепричастных оборотов, утяжеляющих быстрое понимание смысла. Приветствуется точность, краткость и ясность изложения. Но при этом новость должна содержать новость, быть актуальной! Новость не должна быть «пустышкой». Для этого корреспондент должен владеть темой новости, заранее подготовиться к событию, понимать, где, собственно, в высказываниях ньюсмейкера «вода», а где присутствует «соль» и «суть».

Порой сами ньюсмейкеры не понимают того, где у них затерялась, собственно, новость. И только чуткий нюх, слух и глаз натренированного репортера могут порой мгновенно определить локацию того мессиджа, который и хотел донести ньюсмейкер. Для этого корреспонденту необходимо понимать и то, для какой целевой аудитории он старается, каким слоям населения/чиновничества/бизнес-сообщества будет интересен тот или иной фрагмент речи выступающего... Таким образом, из одного события порой можно вычленить три-четыре новости. Иногда новости появляются в самых неожиданных контекстах, где, казалось бы, и нет никакой новости. Поэтому, приходя даже на «паркетное»/официальное и скучное вроде как мероприятие, полезно быть в состоянии информационной алертности!

Третье. Техника безопасности и предварительная подготовка

Желательно иметь диктофон, чтобы была запись сказанного. Это очень важно, если вдруг ньюсмейкер решит, что приведенная в новости цитата не соответствует действительности. Впрочем, далеко не все словоизлияния чиновников (больших и малых) достойны цитирования. Цитат вообще нужно остерегаться и приводить, если они весьма красноречивы, колоритны и способны добавить дополнительные смысловые и эмоциональные интонации в сообщение новости. В остальных случаях я бы от них держался подальше.

Можно использовать небольшие вставочки, словечки, фразы из речи чиновников, упаковывая их в кавычки.

Новость хороша, когда она подается с пылу, с жару. Информационные агентства — это элита СМИ, своего рода спецназ, разведчики в тылу врага. Они первыми вынюхивают новости, затем передают эстафету для комментариев газетам, журналам, экспертам и аналитикам.

Порой счет идет на минуты, чтобы выдать новость быстрее конкурентов. Чтобы новость написать «мгновенно», поможет заранее подготовленная болванка, «рыба» новости. Ее готовит сам журналист, просматривая прежние тематические новостные сообщения с участием потенциальных ньюсмейкеров и компонуя «рыбу».


Пример новостного сообщения

Система дистанционного обучения школьников должна охватить каждое село - Президент Н.Назарбаев

ПАВЛОДАР. 23 сентября. КАЗИНФОРМ /Вера Ливинцова/

Сегодня Глава государства Нурсултан Назарбаев посетил Павлодарский педагогический институт (ПГПИ), передает корреспондент Казинформа.

Н.Назарбаев познакомился с работой областного центра дистанционного обучения, который создан сотрудниками ПГПИ. Современное цифровое оборудование, соответствующее мировым стандартам, позволяет преподавателям подключаться к спутниковому телевидению, поддерживать открытую интернет-связь, проводить мастер-классы, обмениваться новыми образовательными технологиями.

Ректор ПГПИ, доктор биологических наук Жасулан Шаймарданов продемонстрировал возможности центра. Была установлена оперативная конференц-связь со средней школой №9, педагогическим колледжем и павлодарским институтом усовершенствования учителей.

Президент, высоко оценив разработку ученых пединститута, сказал, что подобные системы актуальны для повышения качества образования. Дистанционное обучение должно дойти до каждого села - пока далеко не во всех аулах имеются высококвалифицированные педагоги. Подобные системы помогут сельским школьникам пользоваться современным информационным пространством, получать знания на уровне лучших городских школ.

Справка Казинформа: Павлодарский педагогический институт (ПГПИ) стал самостоятельным вузом в апреле 2004 года. Здесь созданы три научных центра, пять лабораторий, центр информационных технологий, мультимедийный лекционный комплекс. В распоряжении студентов спортивный комплекс, плавательный бассейн. На восьми факультетах ПГПИ обучается 5441 студент, из них 1364 - первокурсники. Подготовка современных педагогов ведется по новым образовательным технологиям, кабинеты оснащены современными информационными компьютерными системами. Студенты привлекаются к научной работе, участвуют в международных и республиканских конференциях, выезжают на стажировку в заграничные учебные заведения. Получив диплом, они могут продолжить образование в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Как писать новости или Записка о стандартах новостных сообщений для сайта Как писать новости или Записка о стандартах новостных сообщений для сайта
ул. Касыма Аманжолова, д. 32/1, офис 51 010000 Астана Акмолинская область Казахстан